Постковидный сахарный диабет

Постковидный сахарный диабет: миф или реальность? Когда стоит беспокоиться?

«После перенесенной инфекции, обусловленной Ковид-инфекцией, стал повышаться сахар крови. У меня сахарный диабет?». С таким вопросом в последнее время обращаются пациенты к эндокринологам, ранее не имевшие проблемы с углеводным обменом.

На сегодняшний день существуют достоверные данные о том, что коронавирус обладает тропизмом к клеткам поджелудочной железы, секретирующим инсулин, что может приводить к нарушению секреции этого гормона и возникновению гипергликемии (повышению глюкозы или «сахара» крови).

Врачи, занимающиеся лечением Ковид-инфекции, отмечают, что у многих пациентов во время болезни повышается глюкоза крови, но не у всех она нормализуется после выздоровления.

В острый период заболевания гипергликемия, как правило, обусловлена стрессовым фактором – выбросом контринсулярных гормонов (адреналина, глюкокортикоидов) — что вполне естественно и не может рассматриваться как патология. Также, лекарственные препараты, применяемые для лечения Ковид-инфекции (преднизолон) приводят к транзиторному повышению глюкозы крови, что обусловлено их механизмом действия.

После выздоровления у некоторых пациентов гипергликемия может сохраняться, что вызывает беспокойство и заставляет задуматься о диабете.

Но не следует торопиться с диагнозом и тем более заниматься самолечением. Если гипергликемия не сопровождается глюкозурией (появлением глюкозы в моче), рекомендуется провести обследование на диабет не раньше, чем через 6 недель после перенесенной инфекции. А именно, выполнить глюкозотолерантный тест, являющийся «золотым стандартом» в диагностике диабета.

Необходимо знать, что если пациент предрасположен к развитию сахарного диабета (имеется наследственный фактор: сахарный диабет 1 или 2-го типа у близких родственников либо наличие ожирения) то Ковид-инфекция может ускорить его появление.

Помните: снизить риски инфицирования, а значит, в какой-то степени, предотвратить развитие сахарного диабета может только вакцинация.

Если гипергликемия сопровождается глюкозурией – необходимо оценить работу поджелудочной железы – выполнить анализ на С-пептид. В этом случае откладывать визит к эндокринологу не стоит.

С заботой о Вас и Вашем здоровье!
Запишитесь на прием к нашему эндокринологу прямо сейчас +7 (342) 215 40 15