Витамин Д

Сегодня действительно активизировался повышенный интерес вокруг витамина Д. Причем отношение к ситуации неоднозначное. Одни утверждают, что дефицит витамина Д принял масштабы пандемии, другие обвиняют его во всех смертных грехах, в первую очередь, в кальцинозе клапанов, сосудов и провоцировании инсультов.

Что такое витамин Д.

Витамин Д исторически называют витамином, но на самом деле это гормон. Потому как витамины человеческий организм не способен синтезировать, а витамин Д синтезируется в коже из холестерина под действием солнца, поэтому, это — самый настоящий гормон.

То немногое, что мы знали о витамине Д — это такие его классические функции, как профилактика рахита. Именно с этой целью мы назначаем его детям первого года жизни. Действительно, витамин Д является регулятором фосфорно-кальциевого обмена, он поддерживает необходимое количеств кальция в сыворотке крови и доставляя кальций в костную ткань, способствует профилактике остепени и остеопороза.

Сегодня наши знания о нем гораздо шире. Более 70 000 работ показали точную связь дефицита витамина Д с развитием более чем 100 болезней.

Нужно отметить, что рецепторы, чувствительные к витамину Д, обнаружены в большинстве клеток организма, что подтверждает наличие у витамина Д большого количества биологических функций. Сегодня мы знаем, что витамин Д, наряду с тестостероном, является мощным анаболическим гормоном, т.е. избирательно влияющим на синтез мышечной ткани и служащий профилактикой саркопении — потери мышц, что наблюдается с возрастом. Именно поэтому, люди пожилого возраста входят в группу риска по дефициту витамина Д.

Накоплен значительный научный и практический опыт, подтверждающий прямую связь между наличием дефицита витамина Д и

Соответственно, поддержание витамина Д на нормальном уровне будет приводить к профилактике всех перечисленных заболеваний.

Помимо всего прочего, Витамин Д — мощный оптимизатор настроения, повышающий стрессоустойчивость, укрепляющий психическое здоровье и профилактирующий депрессию. Он регулирует углеводный обмен, улучшает обмен веществ и помогает снизить массу тела. Последние работы 2017 года продемонстрировали прямую зависимость недостаточного уровня витамина Д с низкой продолжительностью жизни и ускоренным старением.

К группе риска относятся: младенцы, пожилые, темнокожие, люди с ожирением, с заболеваниями ЖКТ, сопровождающиеся нарушением всасывания жиров, люди работающие в ночные смены или ведущие ночной образ жизни, ну и, население стран расположенных севернее 35 параллели в Северном полушарии, т.е. вся территория России.

А если проанализировать, что большую часть времени мы проводим в закрытом пространстве: с утра до вечера в офисе, передвигаемся на автомобиле, отдыхаем и расслабляемся сидя у интернета или телевизора, то более 50% людей имеют дефицит витамина Д, а с возрастом он увеличивается до 80-90%.

Учитывая, что мы имеем всего 2-х основных пути поступления витамина Д в организм:

Перми индекс УФ лучей 0, а угол падения 12 и так будет до конца апреля. Т.е. при всем желании получить витамин Д путем нахождения на солнце в осенне-зимне-весенний период, мы не имеем такой возможности.

Действительно, витамин Д может содержаться в мясе, яйцах, молоке, сливочном масле, сыре. Но, что бы в продуктах животного происхождения был витамин Д, это животное должно иметь возможность пребывать на солнце, свежем воздухе и вскармливаться зеленой травой, которая тоже выросла на солнышке.

Что же происходит в действительности? На самом деле, животные взращивают в загонах, вскармливаются сеном и зачастую света белого не видят. Но и то, даже если все условия соблюдены, то содержание витамина в этих продуктах ничтожно мало.

Например, 1 яйцо содержит всего 25МЕ витамина, печень, при суточной норме для взрослого человека в среднем 800-1000МЕ. Если говорить о рыбе жирных сортов, а в частности сардины, дикий лосось, тунец, макрель, сельдь, печень трески, то и она может содержать этот чудо-витамин, при условии, что рыба тоже росла в естественных условиях. Но, например, 150 грамм дикого лосося и 900 гр трески будут содержать одинаковое количество витамина Д равное 400МЕ (а это суточная норма младенца). Поэтому, витамин Д содержащийся в продуктах, не гарантирует покрытие суточной потребности организма в нем.

Сколько гормона Д нужно принимать? Ответ на этот вопрос очень вариабелен и индивидуален. Он требует учета многих факторов: возраст, тип телосложения, наличие физических и умственных нагрузок, исходный уровень в крови. Всем пожилым людям, парам планирующим беременность, людям с ожирением нужны бОльшие дозы.

Чего точно не стоит делать так это назначать витамин Д себе самостоятельно. Самое верное, сдать анализ крови на показатель 25-гидрокси холекальциферол и обратиться к врачу за подбором индивидуальной дозировки. Не стоит забывать, что витамин Д – это гормон!

Нужно понимать, что как его дефицит, так и его избыток, будут пагубно влиять на организм. Неконтролируемое увлечение может привести к передозировке данным препаратом.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что о дефиците витамина Д можно говорить при его уровне в сыворотке крови менее 20нг/мл. Избыточной считается концентрация выше 150 нг/мл.

Общие симптомы дефицита витамина Д: плохое самочувствие, чрезмерная усталость, плохое заживление ран, частые вирусные инфекции (простудные заболевания), бессонница, апатия, выпадение волос, раздражительность.

Передозировка: ухудшение аппетита, чрезмерная жажда, запоры, падение массы тела, отложение кальция в клапанах сердца, почках, печени.

Одним словом, при грамотном подходе можно значительно улучшить свое здоровье. Но меры предосторожности в виде лабораторного анализа не помешают.